Из рук в руки чувашия

Оказывается, чтобы стежки ложились ровнее, а черная нить не пушилась, давая ровный контур, ее промазывают воском. Фото Максима Васильева Гимнастика для ума с иголкой в руке Занятия начались в первой Национальной школе чувашской вышивки, организованной при Чувашском национальном музее по инициативе Главы республики Олега Николаева.

От многочисленных клубов и мастер-классов, где раньше можно было научиться этому древнему ремеслу, школа отличается системным подходом: Ученики получат 12 занятий, сочетающих теорию и практику. Желающих научиться основам чувашской вышивки оказалось немало. Принимали всех, независимо от возраста и имеющихся навыков - лишь бы человек уверенно держал в руках иглу. По словам директора Чувашского национального музея Ирины Меньшиковой, планировалось, что в группе будет только один человек, но заявки подали в два раза больше людей, и звонки не прекращаются даже сейчас, когда отбор закрыт.

В итоге было сформировано две группы, обе учатся параллельно, и это, естественно, не последний набор.

Каждую из учениц вышивка привлекала по-своему. Самой старшей, Нимфадоре Ивановне Архиповой, 75 лет. Она вышивает давно и освоила много техник, но теперь решила освоить и чувашскую вышивку.

Младшую, тринадцатилетнюю Марию Люлину, вдохновила история семьи: их дом украшают прекрасные изделия, сделанные руками ее прабабушки. Швея Ольга Логинова приезжает на занятия из Красночетайского района - она хочет научиться технологии и развивать это дело в собственных школах и детских садах. На свой первый урок в школу пришла и Светлана Каликова, министр культуры Чувашской Республики.

Она также взяла урок вышивки и освоила свои первые стежки. О первом уроке в школе чувашской вышивки глава Минкультуры Светлана Каликова рассказала в понедельник во время брифинга с главой Чувашии. Этот раз для начала работы организаторы выбрали не случайно. В давние времена, когда жизнь человека была теснее связана с природой, люди вышивали в ноябре, когда заканчиваются сезонные полевые работы, землю покрывает снег, а в доме становится светлее.

Сегодняшним вышивальщицам в этом смысле повезло гораздо больше - рабочие места оборудованы ярким освещением, а домотканую канву сменила канва, по которой не так сложно ориентироваться.

Сегодняшние вышивальщицы вышивают в ноябре.

Планировалось, что открытие школы будет поддержано республикой на средства гранта, но в этом году открытие грантового конкурса затянулось, поэтому все расходы на издание пособий и приобретение оборудования и материалов легли на плечи самого музея. Обучение для слушателей оплачивается рублями за весь курс - эти деньги покрывают расходы на лекторов. В древности вышивали при свете лампочки, но сейчас каждое рабочее место оборудовано яркой лампой для защиты зрения.

Первая лекция была вводной. Директор музея Надежда Сельверстрова на примере образцов 18-21 веков из постоянной коллекции чувашской вышивки объяснила, как эволюционировали и видоизменялись вышитые орнаменты в чувашском костюме. Даже те, кто уже бывал там, открыли для себя что-то новое. Например, оказалось, что у мастериц тоже был своеобразный знак "авторского права": если девушка вышивала не свой узор, а повторяла чужой, у марийцев было принято пришивать к изделию крошечную кисточку, а у чувашских наездниц - несколько полосок ткани другого цвета к основной ткани сурпана.

Практика начиналась с самого простого - выполнения контурных стежков. Студентам пришлось научиться читать схемы и находить общий язык с преподавателями: кому-то проще было понять объяснения на чувашском, а кому-то требовался перевод, на что преподаватели отвечали с улыбкой: "Вы говорите по-английски?

"Карта года чувашской вышивки" - уникальный проект, над которым работали 12 человек за одним столом, - говорит Надежда Сельверстрова, директор Музея чувашской вышивки. У преподавателей школы нет терпения и желания объяснять снова и снова, делиться маленькими секретами, подсказывать нужные приемы. Терпение - самое главное в вышивке, говорит мастер народных промыслов Любовь Вазюкова, а еще, конечно, желание и вдохновение - без них такую работу не сделать.

Но эта работа настолько увлекательна, что чем больше делаешь, тем больше хочется. Между делом идет рассказ не только о том, как сделать тот или иной стежок, элемент орнамента, но и как его можно использовать, вписать в различные декоративные композиции, что побуждает учеников к созданию собственных работ. Занятия продлятся до 12 февраля. В этот день - день рождения Чувашского национального музея - выпускники школы получат свидетельства об окончании. И они отправятся в свободное плавание с полным осознанием того, что хотя чувашская вышивка не единственная в мире, изучая, поддерживая и развивая ее, мы вносим свой вклад в многообразие мировой цивилизации.

Раиса Васильева, заведующая отделом народного искусства Чувашского государственного института культуры и искусств, расскажет о материалах и технологических стежках, а Геннадий Иванов-Орков, искусствовед и исследователь народного искусства, поведает о структуре и символике чувашского костюма.

Создатель этнопарка "Сувар" Николай Балтаев раскроет смысл чувашских узоров через призму мифологии, а Алина Ефимова, доцент Педагогического колледжа имени Н. Никольского, объяснит различия в использовании вышивки в костюмах разных этнографических групп чувашей. На практике, из рук в руки, Наталья Захарова-Кульева, сотрудник Музея чувашской вышивки, и Любовь Вазюкова, мастер народных промыслов, передадут свое искусство студентам первого набора.

Навигация

thoughts on “Из рук в руки чувашия

  1. Конечно. Всё выше сказанное правда. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.

  2. Я извиняюсь, но, по-моему, Вы ошибаетесь. Давайте обсудим это. Пишите мне в PM, пообщаемся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *