Егор Летов все как у людей

Да-да, годы XXI века подходят к концу. Российская рок-музыка, как, кстати, и поп-музыка, за это время изменилась, и глупо это отрицать. Естественно, а может, и вопреки, она развивается, меняется, чувствует дух времени. Однако в восприятии миллионов людей по-прежнему бытует мнение, что наше все - это тот самый "русский рок". А вместе с ним и целая плеяда разнообразных имен, которые уже несколько поколений ассоциируются не только с так называемой классикой, но и почему-то до сих пор считаются современными.

В стремлении переосмыслить механизмы восприятия и поколебать его стереотипы, журнал Eatmusic и обозреватель Анатолий Рыльсков запускают серию статей, цель которых - по-новому взглянуть на первые лица отечественного рока и ту самую среду, которая поддерживает их статус.

В серии портретов из цикла "Не ушедшие герои" первое место решено отдать Егору Летову. Автор предупреждает: осторожно, эта статья! Бросьте беглый взгляд на легенды нашего музыкального болота, и знакомые имена явно всплывут в вашей голове.

Выделяется только одно имя - Егор Летов. Человек-легенда, непоколебимый атлант. С точки зрения обычного меломана, в этом нет ничего удивительного: глубокие тексты, авангардная фигура, в то же время самый известный из омского панк-круга, и так далее. Все это активно поддерживается его фан-блоком, который любое непозитивное замечание в адрес вышеупомянутых воспринимает как личное оскорбление.

В данном случае, хорошо, что он не фан-блок.

А если вы посмотрите его интервью, где он обвиняет других российских рок-музыкантов в плагиате, то у вас вообще не останется никаких сомнений. Это он - герой эпохи, настоящий Данко своего времени, тот, кто внес значительный вклад в русскоязычную музыку, а если его перевести... сами понимаете. И вот тут у всяких претенциозных, дотошных дилетантов возникают вопросы, которые мы и обсудим. Так закалялось признание "Человека, объединившего маргиналов и интеллигенцию".

Человек, объединивший маргиналов и интеллигенцию.

Человек, который всю свою жизнь отдал протесту. Глас народа. Эпитетов, подобных этому, в адрес Егора Летова можно придумать множество. Но отражают ли они правду? Отчасти да. Ведь правда в том, что Егор Летов - стройный, первоклассный позер, и нельзя сказать, что это плохо. Летов смотрел далеко за пределы надуманного протеста и броского имиджа. Его всегда интересовало то, что за этим стоит: возьмите многочисленные отсылки в его работах, это единственное, что представляет интерес.

Апогеем позирования Летова являются его многочисленные интервью. Вы никогда не задумывались, почему такая аскетичная натура так плотно общается с журналистами на самые разные темы? Ответ, видимо, один - нарциссизм. Общался Летов как с более-менее респектабельными журналистами на телевидении и радио, например, в программе "Программа А" или на "Авторадио".

Но и со всякими безымянными ребятами во время концертных туров по СНГ.

Давайте проанализируем все интервью нашего героя, а точнее, темы, затронутые в них. Преобладающими являются: протест, музыка и различного рода политико-философские изыскания. Последний пункт особого интереса не представляет, потому что, при всем уважении к Егору, в таких разговорах он полный профан. Начнем с протеста.

Летов очень любит рассказывать о своих арестах в КГБ и обо всех трудностях, которые он пережил как подпольный музыкант-оппортунист.

Но в какой-то момент своей жизни он слишком увлекся протестом. Дело в том, что бунт и фигура нашего героя неразделимы. Летов не был бы Летовым в полном смысле этого слова, если бы не писал аполитичных песен.

Они у него, конечно, есть, но мы держим в уме "Все идет по плану" и компанию. Это, кстати, большая проблема всех русскоязычных музыкантов, которые выезжают на протестах. Слушатель привыкает к определенному набору тем и закономерно, с его точки зрения, требует их.

Любая попытка такого автора написать текст, более или менее не связанный с темой бунта, оценивается как выхолащивание темы и считается продажной. То же самое произошло и с Летовым: в какой-то момент своей жизни он понял, что его протест давно перестал быть зовом сердца - он стал имиджевой составляющей, которую нужно поддерживать.

С одной оговоркой: нашего героя интересовали не деньги, а его культурный статус в массах и наследство.

Это похвально, но мотивы не меняют дела. Но что, если эти суждения ошибочны, и Егор на самом деле всю жизнь бросался из крайности в крайность? В таком случае его вступление в радикальную левую партию в начале двадцатых годов можно назвать не иначе как переобуванием. Вся суть протестующего против "кровавой советчины" героя из народа вдруг теряется.

Отдельно стоит упомянуть об отношении Летова к собственным поклонникам. Слово "свинья" здесь как нельзя более уместно. Возьмем его интервью. Летов неоднократно говорил журналистам о "левых" фанатах, избегал встреч с ними, был холоден и неприветлив. Но это все, конечно, вне концерта, за деньги отношение к "авангарду" быстро меняется.

По словам участников и очевидцев, бывало и так, что цена концерта "мне не нужна бумага, главное - искусство" музыканта стоила "как десять бутылок водки" и "дороже, чем Nazareth". Подобные странности происходили с завидным постоянством, особенно в период между и годами.

Невольно вспоминаются слова Лазаря Лагина: "Лакеи не уважают тех, кто уважает их. Егор поскальзывается, Егор падает Музыка - еще одна важная составляющая любого из монологов Летова, записанных журналистами. Егор говорит о ней много и красиво, восхваляя при этом множество музыкантов, малознакомых широкой массе слушателей. Все так, как и должно быть. Проблема Леотова в том, что красиво говорить о музыке и красиво ее делать - две совершенно разные вещи.

И с последним у нашего героя возникает ряд трудностей. Но ему совсем не трудно разоблачить плагиат у других русскоязычных музыкантов. Он делает это мастерски, демонстрируя свои глубокие познания в различных зарубежных группах и отводя град воров от себя. В самом деле, разве человек, который налево и направо говорит о разнообразных заимствованиях, стал бы заниматься подобным? Ну, конечно же... Да!"

Да.

Справедливости ради, Летов сделал все чрезвычайно красиво: его не интересовал плагиат групп, лежащих на поверхности, вроде The Cure. Егор выбирал своих "жертв" с холодным расчетом, он копался в более глубоких пластах музыкальной культуры, чем кто-либо другой. Мало того, весь плагиат был выдержан в гаражном стиле, смешанном с элементами хардкор-панка, из-за интереса нашего героя к подобным группам и их звучанию.

Не будем забывать и о "вынужденном Lo-Fi", который еще больше запутывает придирчивых искателей музыкальной истины.


Навигация

thoughts on “Егор Летов все как у людей

  1. Полностью разделяю Ваше мнение. Мне нравится Ваша идея. Предлагаю вынести на общее обсуждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *